Новости

03 января 2011

Перспективы белорусско-китайского «Авик–БелАЗ»


Журналисты газеты Советская Белоруссия побывали на открытом в октябре этого года белорусско-китайском СП по производству карьерных БелАЗов.

...Снаружи предприятие «Авик–БелАЗ» выглядит тихо, но, как только оказываешься внутри, картина меняется: полтора десятка человек в синей униформе и красных касках, как муравьи, облепили БелАЗ
и крутят, завинчивают, привинчивают... Как выяснилось — изучают. Процессом руководит Владимир Моисеенко, начальник сервисного отдела СП «Авик–БелАЗ»: «В данный момент рабочие готовят двигатель к установке, — объясняет мне как человеку от производства далекому. — Это двигатель, который производится в Китае и который мы устанавливаем на совместном предприятии. Сейчас они его зачаливают и будут устанавливать непосредственно на шасси». Сказал и пошел показывать, как правильно нужно зачаливать.

Эту операцию китайские рабочие производят уже не в первый, но, похоже, и не в последний раз: сейчас на предприятии завершается период ввода в эксплуатацию, идет пробная сборка двух самосвалов
и отрабатываются — до автоматизма — технологические процессы. Заместитель директора совместного предприятия Денис Денисов рассуждает о перспективах: «Со временем, думаю, мы здесь центр учебный откроем, будем учить работать с нашими машинами. Чтобы рабочие знали все, даже то, с какой именно стороны нужно подходить к двигателю». А пока рабочих учат Владимир Моисеенко и китайские специалисты, не один год проработавшие в карьерах с БелАЗами. Наставничество, как показывает опыт, оно и в Поднебесной актуально.

Другая актуальная тема — локализация, использование местных комплектующих. Уже сегодня у карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30 — 45 тонн, которые продаются в Китае, двигатели, шины и ободья местные. В ближайшей перспективе китайскими же станут и платформы,
в перспективе более отдаленной — другие детали. По пути локализации идут все мировые производители, работающие здесь, у БелАЗа тоже есть свой бизнес–план на этот счет. Денис Денисов говорит, что такая локализация позволит не только снизить себестоимость машин: когда местных комплектующих в самосвале будет как минимум половина, он и сам будет считаться «местным».
Это означает возможность участия в тендерах на государственные закупки и получения кредитов для конечных потребителей. А это, в свою очередь, объясняет Денис Денисов, «поможет вернуться на рынок Китая машинам грузоподъемностью 30, 45 и 55 тонн, конкуренция в этом сегменте рынка особенно жесткая». О конкуренции, которую мы не должны проиграть, говорил мне неделю назад тогдашний посол Беларуси в КНР, а сегодня — вице-премьер Анатолий Тозик: «Сегодня мы испытываем здесь не жесткую, а просто жестокую конкуренцию с основными производителями такой техники. Мы пока еще по крупным машинам держимся, а вот от 30 до 45 тонн мы уже не можем конкурировать, потому что фактически все такие машины производятся уже здесь, — и, подумав немного, добавляет: — Поэтому мы сюда вошли совместным предприятием, может, даже чуть–чуть позже, чем надо было бы. Но время еще не упущено».

О том, что время не упущено, на СП «Авик–БелАЗ» уверены. Первую партию карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 тонн здесь начнут собирать в начале января, в планах на 2011 год — собрать
до 100 машин. Запланировано и создание региональных сервисных центров: сегодня в Китае работают более тысячи БелАЗов, ввезенных в прежние годы. Еще планируют выйти на рынки третьих стран. Начать предполагается с соседней Монголии. Там, как и в Китае, тоже добывают много полезных ископаемых, для чего и нужны наши БелАЗы.

Список новостей